Главная » Статьи » Секция 2. Профессиональные ориентиры студентов

ПРОБЛЕМА КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

ПРОБЛЕМА КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Назмутдинов Ризабек Агзамович, Калиниченко Оксана Викторовна

Костанайский государственный педагогический институт, Республика Казахстан, г. Костанай

nazmu1956@mail.ru, kalinichenkooksana@mail.ru

 

          Анализ современной научной литературы дает основание трактовать понятие «карьера» в узком и широком значениях. В первом случае, анализируя карьеру с позиций эффективности профессиональной деятельности, известный специалист в сфере психологии профессионализма А. К. Маркова понимает карьеру как профессиональное продвижение, профессиональный рост, как этапы восхождения человека к профессионализму, переход от одних его уровней, этапов, ступеней, к другим, как процесс профессионализации (от выбора профессии к овладению ею, впоследствии закрепление профессиональных позиций, овладения мастерством, творчеством). Результатом карьерного восхождения в широком понимании является высокий профессионализм человека, достижения профессионального статуса. В более узком ракурсе карьера – это сугубо должностное продвижение, когда речь идет не только об овладении уровнями и степенями профессиональности, но и о достижении определенного социального статуса в профессиональной деятельности, занимание определенной должности. Этот тип карьеры начинается с выбора престижной профессии и охватывает достижение в ней социально признанных стандартов в профессиональной повседневности [7].

      Обзор литературных источников показал, что в подходах к терминологическому определению понятия «карьера» существуют как неоправданно лаконичные и «локальные» дефиниции, так и слишком расширенные.

            Среди определений понятия «карьера» в научной и научно-популярной литературе  можно выделить такие дефиниции:

  • сделать карьеру значит достичь престижного положения в обществе и больших полномочий, высшего статуса, престижа, власти, большего количества денег; при этом имеется в виду престижность с точки зрения широкого общественного мнения [8];

  • карьера – это результат осознанной позиции и поведения человека в отрасли трудовой деятельности, который связан с должностным или профессиональным ростом. Карьеру, как траекторию своего служебного продвижения, человек выстраивает сам, соотнося ее с особенностями внутренней и вне организационной реальности и главное – со своими собственными целями, желаниями и установками [1];

  • деловая карьера – постепенное продвижение личности в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с определенной деятельностью; продвижение вперед предварительно избранным путем деятельности, достижения популярности, славы, обогащения, индивидуально осознанная позиция и поведение индивида, связанное с трудовым опытом и деятельностью в течение рабочей жизни человека [12].

         Попытка объединения разных методологических подходов к пониманию сущности карьеры, в частности объективистской и субъективистской парадигм, принадлежит русскому исследователю В. К. Шаповалову. Ученый отмечает, что карьера – это «движение и положение (статус) человека как субъекта трудовой деятельности в системе социальных, экономических, деловых, имущественных и других отношений, которые предопределены соотношением между ее личностными позициями, ресурсами и социально-экономической ситуацией (внешними условиями, обстоятельствами, которые складываются в конкретный период жизненного пути). Конкретизируя очерченный подход, ученый приходит к выводу, что карьера представляет собой в разной степени сбалансированное соотношение, взаимодействие двух процессов. Первый из них - это процесс внутреннего развития человека (профессиональный и личностный рост, изменение личностных ресурсов, роста субъективности, в ситуациях изменений карьеры и тому подобное), которое происходит в течение реализации карьеры. Второй – процесс внешнего движения носителя карьеры в освоении социального пространства в широком значении и карьерного пространства в частности.

       Профессиональная карьера – это сознательно избранный путь продвижения без изменения своей профессии, путь к профессиональной вершине карьеры, профессиональной самодостаточности и утверждения себя, в обществе.

       Разнообразие и важность феномена карьеры отображается в многообразии ее видов, подходов к ее типологизации. Критерии классификации видов карьеры:

  1. по среде изучения;

  2. по направлению движения работника в структуре организации;

  3. по принадлежности к определенной сфере профессиональной деятельности;

  4. по характеру изменений, которые происходят;

  5. по направлению изменений, которые происходят;

  6. по характеру направления процесса;

  7. по степени стойкости;

  8. по степени непрерывности;

  9. по возможности осуществления;

  10. по последовательности занимаемых должностей;

  11. по времени прохождения степеней карьеры [3].

         Исследование в отрасли карьеры позволяют дифференцировать карьеру на три основных стадии: раннюю, среднюю и зрелую.

       Проведенный анализ научной литературы позволяет утверждать, что в последние годы происходит существенное обновление значения понятия «карьера». В традиционном понимании карьера рассматривалась как «лестница», «путь», «дорога». Как правило, выбирая друг друга, организация и сотрудник тем самым вроде бы заключали негласно так называемый «психологический контракт». Его суть заключалась, во-первых, в предоставлении организацией гарантии занятости сотруднику и возможности его профессионально-карьерного роста; во- вторых, в обязательстве сотрудника проявлять личную преданность организации и быть всегда лояльным по отношению к ней.

         Коренные изменения, которые произошли в конце ХХ - начале ХХI в. во всех сферах общественной жизни, повлекли потерю понятием карьеры традиционной сущностной одномерности и его превращения в сложный, многообразный, многогранный и субъективный феномен.

       Таким образом, карьера появляется не просто как передвижение личности в социальном и профессиональном пространстве, последовательное изменение позиций в нем, а как оптимальное использование человеком культурного, образовательного, профессионального капиталов при условии изменения требований и растущей конкуренции на рынке труда.

       Как социальная группа студенчество характеризуется профессиональной ориентацией и сформированностью отношения к будущей профессии. Хотя по степени сформированности оно может быть достаточно разносторонним. Кроме того, даже в пределах индивидуального случая формирования такого отношения может наблюдаться заметная динамика. По данным В. Т. Лисовского [6], лишь меньше трети старшекурсников считает, что их будущая профессия полностью отвечает их основным склонностям и интересам. Это совпадает с данными других исследований (Б. Г. Ананьев и др.), что к последнему курсу все же остается часть студентов, которая не уверена в правильности своего выбора или негативно относятся к своей будущей профессии [2].

       Профессиональная ориентация студенческой молодежи должна рассматривается в двух измерениях: как система и как процесс. Система профессиональной ориентации предусматривает выработку детерминированного структурой общественных потребностей на основе личных склонностей и способностей выборочного отношения человека к профессиям, что определяет ее место в системе общественного разделения труда. Процесс профессиональной ориентации – это формирование и реализация профессиональных склонностей студенческой молодежи под воздействием комплекса общественных условий в период ее социального становления в высших учебных заведениях, трудовых коллективах. Профессиональная ориентация – это часть социального самоопределения личности. Выбор профессии по-настоящему удачен только тогда, когда он связан с социально-моральным выбором [9].

        Так, Е. И. Головаха предлагает для профессиональной ориентации молодежи такие практические рекомендации:

  • профессиональная ориентация не должна ограничиваться профессиональной сферой, но всегда сосредоточивается на жизненных целях молодежи;

  • для формирования реалистичной жизненной перспективы нужно знакомить юношей и девушек с конкретными приемами удачных и неудачных жизненных путей, связанных с выбором той или другой профессии;

  • особенно важными являются знания будущих условий труда;

  • для юношей при выборе профессии более важным является размер заработной платы, а для девушек – благоприятные условия труда. Трудовые профессии, прежде всего, нравятся молодым людям за возможность добиться самостоятельности и независимости, а для тех, кто их избирает, иногда будущая заработная плата имеет меньшее значение, чем для тех, кто избирает умственный труд высокой квалификации;

  • независимо от общего уровня знаний, существует потребность в специальной профессиональной информации;

  • существует прямая зависимость будущих профессиональных и жизненных достижений от готовности молодежи к самоотдаче в труде и самостоятельности в реализации жизненных целей;

  • важно учитывать не только рациональные моменты, связанные с определением жизненных целей и планов, но и эмоциональные особенности личности;

  • профессиональная ориентация является одним из компонентов жизненной ориентации [3].

      Исследование жизненных ориентаций молодежи имеет выраженный психологический и социологический контекст. Принятие педагогами одного из способов исследования – психологического или социологического – не представляется целесообразным, необходимо умело использовать как психологические концепции, так и социологические (теории жизненных планов, стилей жизни).

      В педагогической литературе принято положение о том, что жизненные ориентации являются результатом процесса воспитания. Формирование жизненных ориентаций осуществляется во взаимосвязи образовательно-воспитательного процесса с положениями педагогических теорий, которые связывают этот процесс со знаниями субъекта о себе и активным отношением к формированию представлений о своих жизненных планах.

      Структура процесса формирования жизненных ориентаций основывается на психологических и социальных знаниях. Центральной категорией является жизненная ориентация.

          «Жизненные ориентации» как понятийная категория определяются следующими признаками:

  • жизненные ориентации являются особым типом ценностных ориентаций, которые позволяют реконструировать как иерархию ценностей индивида, так и групповые стандарты поведения (они являются теоретическим конструктом, что включает жизненные цели и средства их реализации;

  • категория «жизненные ориентации» как теоретический конструкт не подлежит эмпирической верификации (поэтому принимаются эмпирические показатели в виде исследовательских моделей (набор ценностей, стили жизни, модели жизни);

  • жизненные ориентации формируются в воспитательно-образовательном процессе и являются относительно постоянными и социально предопределенными (поэтому они проявляются в принятии или отказе от существующих нормативных образцов поведения);

  • жизненные ориентации принимают форму общих и ситуативных ориентаций, являются результатом избирательного отношения субъекта к действительности и к себе и определяют преимущества в выборе жизненных целей и средств их реализации;

  • жизненные ориентации зависят от ориентации в социальных ситуациях и предствляют собой критерий эффективности деятельности (результаты проявления жизненных ориентаций переходят в жизненные планы, которые определяют разные области жизни);

  • жизненные ориентации являются для индивида элементами выделения собственной индивидуальности посредством выбора желаемых жизненных целей и путей их реализации из множества стилей жизни, которые функционируют в обществе;

  • исследование жизненных ориентаций следует связывать со стадиями развития индивида и с социальным развитием [5].

        Наиболее весомым по этому вопросу является исследование Е. Н. Шиянова: под профессиональными ориентациями он понимает особенности, которые позволяют человеку удовлетворять материальные, духовные и общественные потребности и служат ориентирами его социальной и профессиональной активности. За основу классификации он взял потребности личности и их соответствие профессии. Выделяя профессиональные ориентации, Е. Н. Шиянов опирался на исследования, которые касаются рассмотрения ценностей относительно каких- либо профессий. В результате им предложена следующая классификация профессиональных ориентаций.

        Профессиональные ориентации связаны с:

  • самоутверждением в обществе, социальной среде: общественная значимость труда, общественный престиж;

  • с удовлетворением потребности в общении;

  • самоусовершенствованием (творческий и разнообразный характер труда, возможность заниматься любимым делом);

  • самовыражением личности;

  • утилитарно практическими запросами личности (большой отпуск, ненормируемый рабочий день и тому подобное).

    Предложенная классификация профессиональных ориентаций отображает практическое отношение человека к действительности, особенности удовлетворения потребностей людей в процессе их трудовой и общественной деятельности.

          Е. Н. Шиянову также принадлежит попытка выделения уровней существования профессиональных ориентаций.

        Первый уровень: общественные ценности, которые раскрывают характер и содержание ценностей, которые функционируют в масштабе всего общества и сконцентрированы в общественном сознании в форме морали, религии, философии.

      Второй уровень: профессионально-групповые ценности, которые представляют собой совокупность идей, концепций, норм, которые регулируют профессиональную деятельность.

      Третий уровень: индивидуально-личностные ценности как сложное социальное целое, в котором сливается целевая и мотивационная направленность личности, составляющая системы профессиональных ориентаций.

      На предложенное концептуальное положение о характере и сущностях профессиональных ориентаций опирается в своем исследовании и С. А. Хмара. Профессиональные ориентации трактуются им как важнейший компонент в структуре личности, которая определяет весь комплекс компонентов профессиональной направленности.

      И. Ф. Исаев рассматривает профессиональные ориентации как сложное социально-психологическое целое, в котором сливаются целевая и мотивационная направленность личности. Объективное восприятие и представление профессиональных ориентаций личности определяется, по мнению И. Ф. Исаева, научно-профессиональной квалификацией, профессиональным стажем, развитым профессиональным мышлением. Он отмечает, что актуализируются лишь те профессиональные ориентации, которые предоставляют человеку жизненный и профессионально необходимый смысл [4].

      Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования жизненных и профессиональных ориентаций студенческой молодежи, можем сказать, что общим моментом во всех работах является рассмотрение разных точек зрения на категории «жизненные и профессиональные ориентации».

          В. А. Сластенин обращает внимание на то, что в поле зрения преподавателя высшей школы постоянно должны находиться ценностные ориентации студентов. Он считает, что с этих позиций должна быть организована вся система обучения в вузе. Ученый обращает внимание на то, что происходит отчуждение педагога от ценностных свойств педагогической деятельности как особенного вида духовного производства наивысших из существующих ценностей – человека. Драматизм, отмечает В. А. Сластенин, заключается в том, что система профессионального образования, не блокируя этот неминуемый процесс, хранит во многом обезличенный характер. Поэтому стратегию образования должно составлять субъективное развитие и саморазвитие личности студента, способного выходить за пределы нормативной деятельности, осуществлять инновационные процессы. Ориентиром при этом выступают профессиональные ориентации студентов – одно из ведущих стержневых образований личности, которое определяет ее целостность, верность гуманистическим идеалам и готовность к деятельности в соответствии с высокими духовными ценностями. Они тесно связаны с профессиональным самосознанием и определяют ее важнейшую сущность [11].

      Актуальной перспективой самореализации личности, ее профессионального формирования является развитие карьерных наклонностей. Особенно это важно для студенческой молодежи. Одним из важных аспектов профессионального развития является сознательное планирование карьеры.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Акбиева З. С. Психология карьеры и профессионально-ревалентное поведение специалиста (коллективная монография) / З. С. Акбиева, О. П. Терновская, Л. Б. Шнейдер. – М. : МПСИ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2008. – 327 с.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – [31-е изд. ]. – СПб. : Питер, 2011. – 288 с. – (Серия «Мастера психологии»).

3. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Е. И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов. – М., 2011. – С. 256-269.

4. Исаев И. Ф. Теоретические основы формирования профессиональной педагогической культуры преподавателя высшей школы :дис. д-ра пед. наук : 13. 00. 01 / И. Ф. Исаев. –М., 1993. – 398 с.

5. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И. С. Кон. – М. : Политиздат, 1984. – 336 с.

6. Лисовский В. Т. Личность студента / В. Т. Лисовский. – Л., 2003. – 168 с.

7. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – М. : Знание, 1996. – 264 с.

8. Поляков В. А. Технология карьеры : практ. руководство / В. А. Поляков. – М. : Дело ЛТД, 1995. – 128 с.

9. Самоукина Н. Психология профессиональной деятельности / Н. Самоукина. – СПб. : Питер, 2003. – 224 с.

10. Сластенин В. А. Ценностные ориентации и профессиональное самосознание учителя / В. А. Сластенин // Тезисы докладов и выступлений на XVI сессии научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки (Москва, 16-17 мая 1995). – М., 1995. – Т. 1, ч. 1, 2. – С. 154-162.

11. Управление персоналом: учебник для вузов / под ред.: Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2002. – 560 с.

 

Категория: Секция 2. Профессиональные ориентиры студентов | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (11.02.2018) | Автор: Назмутдинов Ризабек Агзамович E
Просмотров: 605 | Теги: студенчество, карьера, профессиональная ориентация, жизненные ориентации, профессиональность, карьерные ориентации | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar