Главная » Статьи » Секция 2. Профессиональные ориентиры студентов |
Профессиональные ориентиры студентов нового поколения Болотина Наталия Владимировна Донецкий институт железнодорожного транспорта, г. Донецк, ДНР Off-i@mail.ru В XXI веке становятся актуальными проблемы выявления влияния меняющихся экономических условий на формирование социальных и профессиональных ориентиров нового поколения; оценка соотношения социальных ориентиров нового поколения и заданных в обществе способов их реализации; разработка основных направлений повышения социальной активности в перспективе и пути решения проблем трудовой мотивации [4, с. 216]. Остаются во многом не разработанными теоретико-методологические аспекты изучения выбора профессий как основного источника слабой социализации выпускников школ, проблемы трудоустройства выпускников в динамике, не изучено влияние различных факторов на эти процессы, остаются нераскрытыми вопросы в том, насколько изменились притязания и ожидания выпускников относительно трудовой деятельности в новой ситуации, способности ставить перед собой реалистичные цели [4, с. 218]. Вопросы ориентации молодого поколения всегда были и останутся актуальными. От ориентиров молодежи зависит очень многое, прежде всего, их решения о выборе будущей профессии, будущей работы, о вступлении в самостоятельную сознательную жизнь и как следствие адаптация молодого человека или девушки в обществе взрослых. Однако все обозначенные вопросы очень сложны, долго обдумываются, решаются каждым индивидуально, во многом не без помощи взрослых. При этом сформированное мнение молодого человека уязвимо и поддается воздействию к изменению со стороны общества или ее отдельных представителей, прежде всего авторитетных для молодых людей. Подобного рода колебания и не постоянство мнений способствуют постоянной смене ценностей, на которые ориентируются молодые люди в своем определении будущего (профессии, работы и др.). Возможные варианты решения обозначенной проблематики очень сложны, неоднозначны и затрагивают различные сферы научных исследований. Фундаментом профессиональной ориентации студентов нового поколения является высшее учебное заведение. Задача системы высшего образования сегодня – удовлетворять возросшие образовательные потребности общества XXI века. Перемены, происходящие в настоящий момент в мире, актуализировали необходимость дальнейшего реформирования системы образования. Перед новым поколением поставлены такие глобальные общегосударственные проблемы как участие в происходящих социальных, экономических и политических изменениях, требующих подготовки специалистов, владеющих современными социальными, экономическими и производственными технологиями [1, с. 51]. Модернизация в сфере образования имела основные направления реализации повышения качества и доступности образования, увеличение академической мобильности, интеграции в мировое научно-образовательное пространство, создание оптимальных в экономическом плане образовательных систем, повышение уровня вузовской корпоративности и усиления связей между разными уровнями образования. Молодое поколение является наиболее перспективной категорией в плане осуществления социальной и профессиональной карьеры. С другой стороны, из-за сильного социального, материального и территориального неравенства возможностей получения образования и самореализации такие перспективы имеют далеко не все молодые люди. Они сталкиваются с проблемой не равенства возможностей в сфере образования, с противоречием между декларируемым равенством прав на получение образования, и существующей в действительности социальной дифференциацией в образовательной сфере. Профессиональные ориентации современной молодежи представляют собой взаимосвязанную систему ценностей, влияющих друг на друга. В их число вошли «признание, уважение», «руководящая работа», «успех» и «широкий круг общения». Это подтверждается исследованиями авторов: О. А. Аникеенок, И. М. Городецкая, М. Г. Рогов, Р. Х. Шакуров и др. Актуальность темы статьи обусловлена, профессиональной ориентацией студентов нового поколения объясняется необходимостью скорейшего преодоления глубокого кризисного состояния, в котором находится наше общество, предельно актуализирует проблему сознательного определения человеком своего места в системе профессионального раздела труда. С этим тесно связано развитие инициативности и предприимчивости активного населения, особенно молодежи, тех, кто только определяет своё будущее место в системе общественных отношений. Развитие глобальной компьютерной сети Интернет открыло новые перспективы совершенствования образовательной системы в мире. Неуклонно повышается техническая оснащенность образовательных учреждений, расширяется их доступ к мировым информационным ресурсам, разрабатываются и внедряются в педагогическую практику новые методы и формы организации обучения, ориентированные на активную, самостоятельную, познавательную деятельность обучающихся с использованием в учебном процессе дистанционных образовательных технологий. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – это технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя [6, с. 370]. Появление и развитие дистанционного образования продиктовано необходимостью формирования гибкой системы непрерывного образования, с помощью которой человек на протяжении всей жизни может повышать свои профессиональные навыки с учетом индивидуальных особенностей и которая позволит ему быть профессионально мобильным и творчески активным [6, с. 370]. Основным проблемным моментом при дистанционном образовании, характеризующимся преимущественно самостоятельным освоением студентом учебного материала, на наш взгляд, является достижение высокого качества обучения. Основной причиной усиления внимания к проблеме качества является смена ценностных ориентиров как в обществе в целом, так и в системе образования в частности. Новые социально-экономические условия развития общества требуют переоценки и переосмысления деятельности образовательных учреждений по подготовке будущих специалистов [5, с. 154]. Для педагогики высшей школы на современном этапе характерно наличие новой системы ценностей, включающей индивидуализацию и гуманитаризацию образования, технологии обучения, направленные на активизацию познавательной деятельности. Именно образование позволяет человеку судить соответствует ли его профессиональная или общественная деятельность культурным нормам, принятым в обществе в настоящий момент, отвечает ли его деятельность ориентации на те или иные идеалы, ценности [3]. Целью данной статьи является выявление профессиональных ориентиров студентов нового поколения. Предположение, что сегодняшние студенты такие же, как и предыдущие поколения, может быть ошибочным. Банально, но верно, что технология оказывает глубокое влияние на то, как, где и когда мы работаем, учимся, и живем. Отношения и ожидания, выработанные в формирующейся культуре обслуживания, влияют на ожидания университетов. Влияние информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) отчетливо прослеживается в нашей молодежи. Сейчас появляется принципиально новое поколение высоких технологий онлайн-обучения, которое в корне отличается от классического дистанционного образования. Эти технологии поистине революционны – они позволяют студентам совмещать обучение со стажировками в других странах. А сочетание такого дистанционного образования с очным форматом дает студентам куда более разнообразный набор знаний и умений, чем это способен сделать традиционный очный формат. Кроме того, высокие технологии способствуют более тесному общению между студентами, а также студентов с преподавателями, что, свою очередь, дает новые возможности для отслеживания успеваемости обучающихся. ИКТ являются влиятельной частью этой среды. Это влияние неразрывно связано со стилем обучения и особенностями студентов следующего поколения. Большинство признаёт, что педагоги и образовательные учреждения отстают от нового поколения студентов в их использовании и внедрении технологий. Возможно ли представить себе высшее образование, стоящее на шаг впереди завтрашних студентов? Выпускники университетов являются частью переходного поколения. Они соединяют две культуры, чувствуя себя комфортно в традиционных условиях обучения и будучи привязанными к своим мобильным телефонам, обмену мгновенными сообщениями и электронной почте. То, что отличает их от предыдущих поколений студентов – это их количество, их характеристики и их разнообразные потребности и предпочтения в обучении [1, с. 52]. Сегодняшние студенты – совершенно четко нетрадиционные: они моложе, учатся на дневной форме и воспитаны на технологиях. Именно студент как личность, тот, кто будет, в конечном счете, формировать и изменять высшее образование, а не одно поколение или массовый рынок учащихся. Обучение – это сложный и многогранный процесс и учащиеся сами будут влиять на поставщиков обучения. Процессы, которые делают возможным получение качественного образования в соответствии с индивидуальными потребностями, будут отличительной чертой успешных учреждений образования [8]. В наше время для характеристики соответствующего уровня профессиональной подготовки специалиста приняты такие понятия как «компетентность» и «компетенция». В отечественной образовательной практике принято разделять эти два понятия [3]. Компетентность определяется как интегративная характеристика личности специалиста, распадающаяся на спектр определенных компетенций. Э. Ф. Зеер трактует компетентность специалиста не столько как наличие у него знаний и опыта, сколько умения актуализировать в нужный момент накопленные знания для выполнения своих профессиональных функций. В основе формирования всех ключевых компетенций будущих специалистов лежат ценностные ориентации, выступающие, с одной стороны, как процесс, в котором личность субординирует ценности, отбирает и оценивает их, то есть ориентируется в них, с другой стороны, как становящееся личным достоянием студента умение ориентироваться в ценностях [3]. Ориентации в познавательных ценностях отражают результаты профессиональной подготовки специалиста в вузе. Сами профессионально-познавательные ценности являют собой цель, способ, средства и результат познавательной деятельности. Профессионально-познавательные ценности как один из компонентов социальных ценностей находятся в зависимости от особенностей культурной и общественной жизни в настоящий момент, то есть от реалий сегодняшнего дня [3]. В современных условия безусловной ценностью выступает информация. Как известно, кто владеет информацией, тот владеет миром. Сама информация представляет собой знание, находящееся в состоянии функционирования и включает в себя содержательный и ценностный аспекты. Содержательной стороной образования является культура. Таким образом, информационная компетентность непосредственно связана с информационной культурой, которая создает социокультурную среду [4, с. 248]. К особенностям формирования информационной компетентности будущего специалиста следует отнести: формирование информационного банка данных, насыщенность информационного пространства конкретными фактами [3]. Кроме того, в век бурного развития компьютерной техники и коммуникаций под информационной компетентностью следует понимать умение владеть средствами новых информационных технологий. Насущной необходимостью для студента, в особенности для студента, обучающегося дистанционно, то есть преимущественно самостоятельно, становится овладение им информационной компетентностью, без которой, по большому счету, не возможно ни освоение учебного материала, ни осуществление коммуникаций с участниками образовательного процесса [8]. Принимая во внимание, что все профессионально-познавательные ценности организованы в две группы: терминальные ценности (ценности-цели) и инструментальные ценности (ценности-средства), возможно формировать информационную компетентность будущих специалистов посредством выделения системы терминальных ценностей и системы инструментальных ценностей информатики, актуализации их для осмысления и усвоения студентом, а также обучения будущих специалистов способам субординации в данных профессиональных ориентирах в процессе совместной и самостоятельной деятельности педагога и студентов [2, с. 35]. Студент должен быть сориентирован в субординации понятийного аппарата информатики как науки, его теоретическом обосновании, связях, отношениях научных понятий, категорий и законов, сориентирован в способах деятельности, их значимости, как для развития мышления, так и для становления личности специалиста в целом, что поможет в профессиональном аспекте молодого специалиста [2, с. 35]. Компьютерные коммуникации создают новую учебную среду, предоставляющую учащимся соответствующую методическую поддержку в виде: - возможности использовать новые информационные технологии для решения так называемых рутинных задач (работа с текстами, таблицами, формулами, поиск, обработка и представление информации); - способов самостоятельного освоения и использования необходимых конкретно для них средств (самообразование); - осознания значимости своих знаний и умений и готовности поделиться этими знаниями; - умения сотрудничать; - уверенного поведения в насыщенном информацией социуме. К ценностям профессионального ориентира молодого поколения относятся результаты познавательной деятельности студентов, теоретические положения и практические умения, система знаний и умений, способных сделать профессиональную деятельность специалиста компетентной [2, с. 36]. Таким образом, под информационной компетентностью будущего специалиста, формируемой в процессе его профессионально-познавательной деятельности, следует, на наш взгляд, понимать ориентированность студента в терминальных и инструментальных ценностях информатики, то есть освоение всего спектра возможностей, предоставляемых современными средствами информационных технологий. Формирование профессиональных ориентиров, в том числе и информационной компетенции, связано с наличием у студента не только умений и навыков, но и личностной установки. Установка рассматривается как готовность к конкретной активной деятельности, которая обуславливается потребностями личности и соответствующими условиями. Установка на познавательные ценности информатики как науки – процесс ориентации в терминальных и инструментальных ценностях информатики. Установка, ее формирование, выступают процессуальным элементом становления личности специалиста, то есть процессуальным элементом познавательной деятельности молодого поколения в профессиональной ориентации, в том числе, формирования информационной компетентности.[7, с. 103]. Ориентирование в познавательных ценностях, их присвоение, то есть включение их в структуру личности, является результатом познавательной деятельности студента. Освоение будущим специалистом ценностей информатики как науки, таким образом, есть результат его профессионально-познавательной деятельности.[7, с. 105]. Умение выбрать нужное направление в профессиональной деятельности, осмысление знаний и умений как ценностей, включение их в структуру личности, чтобы в наибольшей степени удовлетворить познавательные потребности личности или социума, говорят о компетентности специалиста. В современных педагогических исследованиях понятия «компетентность» и «компетенция» выступают в качестве общего определения социально-личностно-поведенческого феномена, отражающего результат образования.[7, с. 112]. Таким образом, расширение сети дистанционного образования обусловлено необходимостью выявлением профессиональных ориентиров студентов нового поколения, систематизации профессиональной подготовки студентов. Необходимо учитывать особенности профессиональных ориентаций самих студентов. Применение новых технологий открывает новые перспективы в сфере преподавания, повышает эффективность образовательного процесса. Следует особым образом сконцентрировать обучение в интернет-среде. Дистанционное образование может сыграть большую роль в профессиональных ориентирах студентов нового поколения.
Литература 1. Абрамова Е. М. Поступление в вуз как начало формирования индивидуальных социальных практик / Е. М. Абрамова // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. – 2004. – № 2. – С. 51-54. 2. Желудкова Л. И. Дистанционное образование как инновационная форма обучения / Л. И. Желудкова, Т. А. Высочина // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). – Челябинск : Два комсомольца, 2013. – С. 35-37. 3. Зубова Л. Г. Образование и наука: мотивация и модели поведения выпускников ведущих университетов России [Электронный ресурс] / Л. Г. Зубова. – Режим доступа: http://www.inauka.ru/education/article50819.html. 4. Константиновский Д. Л. Динамика неравенства: Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му) / Д. Л. Констановский. – М. : Эдиториал УРСС, 1999. – 342 с. 5. Покушалова Л. В. Дистанционное обучение – «образование для всех» и «образование через всю жизнь» / Л. В. Покушалова // Молодой ученый. – 2011. – № 3. Т.2. – С. 154-156. 6. Токмянин В. В. Дистанционное образование: зависимость качества от формы обучения / В. В. Токмянин // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб. : Реноме, 2012. – С. 370-372. 7. Фурсова В. В. Социальное неравенство в системе образования: отечественные и зарубежные теории и исследования / В. В. Фурсова, Д. Х. Ханнанова. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2007. – 225 с. 8. Шилова Л. И. Дистанционное обучение – проблемы и перспективы развития в системе дополнительного образования [Электронный ресурс] / Л. И. Шилова. – М. : http://www.relarn.ru, 2010. – Режим доступа: http://www.relarn.ru/conf/section4/4_29.html | |
Просмотров: 2680 | Комментарии: 2
|
| |
Всего комментариев: 2 | |
| |