Главная » Статьи » Секция 1. Ценностно-личностные ориентиры студентов

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Литвинова Наталья Геннадиевна

ГОУВПО «Донбасская юридическая академия» г. Донецк

dua.opo@yandex.ru

 

     Рассматривая ситуацию, в которой протекает формирование личности современной молодежи Донбасса, следует отметить социально-экономическую и политическую нестабильность. В настоящий момент можно сказать, что данная нестабильность приняла крайнюю свою формы – ведущиеся на территории Донецкой народной республики боевые действия. Ценностные ориентации – это динамичная система, то, что важно было для одного поколения, может быть не значительно для другого, вместе с тем ценностные ориентации меняются в зависимости от возраста испытуемого, региона проживания и изменений, проходящих в окружающем социуме.

     Конечно, основы культуры передаются из поколения в поколение.Однако основополагающие ценности отражают не только то, что людям внушили старшие, но и их собственный опыт. Благодаря социально-экономическому развитию последние полвека условия жизни людей, определяющие формирование личности, менялись глубочайшим образом и с беспрецедентной скоростью [3, с. 12].

           Изучению ценностных ориентаций в психологической науке уделяется большое внимание, это обусловлено тем, что они влияют на характер, формирование личности, выбор стратегии трудового и в целом жизненного пути. Для своего исследования мы выбрали студентов, так как в период юношества становление ценностей личности проходит наиболее активно.

     Следует отметить, что при всей популярности и разработанности темы ценностных ориентаций личности однозначного взгляда на термин «ценность» нет ни в отечественной, ни в зарубежной науке.

     С. Л. Рубинштейн считал, что ценности производны от соотношения мира и человека, выражают то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, то, что значимо для человека. Ценность – это значимость для человека чего-то в мире [1, с. 53].

    Б. Г. Ананьев понимал ценности как базальные, первичные свойства личности, определяющие мотивы поведения и формирующие склонности и характер [2, с. 26].

     В теории М. Рокича под ценностями понимается вид убеждений, имеющий центральное положение в индивидуальной системе убеждений. Ценности представляют собой руководящие принципы жизни. Они определяют то, как нужно себя вести, каково желательное состояние или образ жизни, достойные или недостойные того, чтобы им соответствовать и к ним стремиться [4, с. 14].

     Ш. Шварц (1994) рассматривает ценности как желаемые трансситуативные цели, различные по важности, служащие руководящими принципами в жизни людей. Согласно его теории, ценности личности существуют на двух уровнях: на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов. Первый уровень более стабилен и отражает представления человека о том, как нужно поступать, определяя тем самым его жизненные принципы поведения. Второй уровень более зависим от внешней среды, например, от группового давления и соотносится с конкретными поступками человека [4, с. 34].

    Для проведения исследования ценностных ориентаций студенческой молодежи Донбасской юридической академии мы использовали методику Ш. Шварца «Ценностные ориентации», которая состоит из двух частей.

     В первой представлены ценности как нормативные идеалы, одобряемые окружающим социумом, то к чему стоит стремиться, но так же, то, что далеко не всегда проявляется в реальном поведении.

    Вторая часть опросника рассматривает ценности на уровне поведения, реально реализующиеся в деятельности личности.

    В исследовании принимали участие 103 студента первого курса дневного отделения Донбасской юридической академии в возрасте от 17 до 23 лет, из них 57 юношей и 46 девушек.

     Для данной выборки иерархия ценностей выглядит следующим образом: для нормативного идеала на первом месте гедонизм, на втором безопасность, на третьем достижения.

     Иерархия для ценностей на уровне поведения распределились так: на первом месте гедонизм, на втором – самостоятельность, на третьем – достижения.

    На уровне нормативных идеалов и поведения наиболее выраженная у студентов ценностная ориентация гедонизм – мотивационная, цель которой определяется как наслаждение или чувственное удовольствие, стремление получить максимум, наслаждаться жизнью. Это говорит о том, что в настоящий момент студенты стремятся к жизни позволяющей максимально удовлетворять биологические потребности и получать максимум впечатлений при минимальных затратах.

     На втором месте располагается безопасность, в случае нормативных идеалов и самостоятельность, в случае поведенческих приоритетов. Нельзя сказать, что данные пункты противоречивы, хотя на поведенческом уровне позиция более активная, так как для безопасности мотивационной потребностью является стабильность общества и взаимоотношений, безопасность для себя и семьи, гармонию. Самостоятельность отражает стремление к независимости, творчеству, биологически обусловленную потребность в самоконтроле. Такие показатели вполне объяснимы для студенческого возраста, в котором проходит взросление и автономия от родителей. Что же касается безопасности, скорее всего у студентов есть ощущение, что в настоящий момент она недостижима, но как нормативный идеал находит яркое выражение в обществе.

    Третье место занимает такое качество, как достижения, определяющая цель этого типа ценностей – личный успех,проявляющийся через компетентность в соответствии с социальными стандартами, получение социального одобрения. Высокие позиции говорят о стремлении студентов достичь определенного социального статуса в жизни, добиться успеха в учебе и профессиональной деятельности.

     Среди ценностей, которые студенты выделили как наименее значимые следует отметить такие: традиции на последнем, десятом месте, универсализм на девятом месте и стимуляция на восьмом для нормативных идеалов. Традиции на десятом месте, конформность – на девятом и универсализм – на восьмом для поведенческого уровня.

     Анализируя полученные данные можно сказать, что опрошенные студенты склонны отвергать традиции, устои и обычаи, существующие в культуре. Одной из мотивационных целей данной ценности является умеренность, уважение, принятие своей участи. Отвержение всех этих качеств логично соотносится с высокими показателями по гедонизму.

     На девятом месте в иерархии нормативных идеалов находится универсализм, подразумевающий терпимость, признательность, поддержание благополучия всех людей и природы. Низкие показатели выраженности данной ценностной ориентации говорят о том, что испытуемые не склонны задумываться о благосостоянии других, их стремление имеет более эгоистичную направленность. Данная ценность занимает восьмое место в иерархии поведенческого уровня, можно сказать, что она не является ценной для обоих уровней.

     На поведенческом уровне девятое место занимает конформность, что свидетельствует о малой ценности поведения подразумевающего сдерживание действий способных причинить вред другим или быть социально не одобряемыми.

     На восьмом месте среди нормативных ценностей находится стимуляция, что говорит о низкой выраженности ценностных ориентаций на поиск новизны, активность, преодоление жизненных препятствий.

     Анализируя выборы респондентов можно отметить отсутствие особых конфликтов между парами нормативных ценностей и поведенческого уровня, следовательно, студенты не ощущают давления со стороны общественного мнения и внутренних конфликтов.

     Определенную несогласованность можно выделить в выборах нормативных ценностей, где высокие рейтинговые показатели ценности достижений сочетаются с низкими показателями ценности стимуляции, хотя это взаимодополняющие ценности, при высоком показателе по обоим пунктам можно сказать о направленности на достижение благ, поиске нового, стремлении к активности. В нашем случае можно говорить об определенном конфликте ценностей, выражающемся в желании достичь определенного успеха в жизни и при этом не желании проявлять активность и преодолевать возникающие сложности.

     Выводы: Анализируя данные полученные в результате исследования можно отметить, что наиболее высокие рейтинговые показатели у ценностей связанных со стремлением к поиску чувственных удовольствий, наслаждения жизнью, самовыражению и независимости. Внимание в основном концентрируется на самой личности, а не на коллективных ценностях. Эту тенденцию подтверждает отрицание респондентами таких ценностей как традиции, конформность, универсализм, что свидетельствует о стремлении к самостоятельному поиску новых оригинальных путей, что может приводить к определенному прогрессу развития личности и общества в целом. Хотя отрицание опыта прошлого, нарушение общественных традиций приводит к тому, что не учитываться ошибки предыдущих поколений, теряться важная информация накопленная социумом.

    Акцент в культурной сфере смещается от коллектива и дисциплины к свободе личности, от групповой нормы к индивидуальному многообразию, от власти государства к личной независимости, порождая синдром, который можно определить как ценности самовыражения. Благодаря этим ценностям в обществе все большее значение придается гражданским и политическим правам,составляющим основу демократии, которая расширяет возможности для самовыражения и самореализации людей [3, с. 12-13].

     В связи с тем, что ценностные ориентации являются динамической структурой и могут меняться с возрастом и приобретенным жизненным опытом, мы планируем проведение повторного тестирования по методике Ш. Шварца «Ценностные ориентации» с целью проследить динамику изменений, произошедших у студентов за период обучения в вузе.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Белинская Е. П. Социальная психология личности / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М. : Аспект Пресс, 2001. – 301 с.
  2. Бызова В. М. Доминирующие ценности учащихся и студентов Санкт-Петербурга / В. М. Бызова, М. В. Гиммельштейн // Ананьевские чтения: Б. Г. Ананьев и комплексные исследования человека в психологии / под общ. ред. Л. А. Цветковой, Л. А. Головей. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. – 301 с.

  3. Инглхарт Р. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития / Р. Инглхарт, К. Вельцель. – М. : Новое издательство, 2011. – 464 с. – (Библиотека Фонда «Либеральная миссия»).

  4. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В. Н. Карандашев. – СПб. : Речь, 2004 – 70 с.

Категория: Секция 1. Ценностно-личностные ориентиры студентов | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (13.02.2018) | Автор: Литвинова Наталья Геннадиевна E
Просмотров: 508 | Комментарии: 3 | Теги: иерархия ценностей, гедонизм, Ценностные ориентации, ценности | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
avatar
0
1 medvedevalena42 • 14:23, 20.02.2018
Мы совершенно согласны с тем, что ценностные ориентации меняются в зависимости от возраста испытуемого, региона проживания и изменений, происходящих в окружающем социуме.
avatar
0
2 nastyapolzikova • 18:49, 14.03.2018
Очень интересное исследование! Результаты немного удивили. "Анализируя полученные данные можно сказать, что опрошенные студенты склонны отвергать традиции, устои и обычаи, существующие в культуре." Я считаю, что такая ситуация характерна и для России тоже, в любом городе, где бы не проводили подобное исследование, можно будет наблюдать такую  картину. Не всегда о ней говорят, но результаты можно наблюдать невооруженным глазом: мы видим распространение европейской культуры, ее влияние на поведение детей, их воспитание. Зачастую инородная культура противоречит родной культуре и более привлекательна для молодежи.
avatar
0
3 yulnik61196 • 19:41, 14.03.2018
Очень актуальная и содержательная статья. Было интересно узнать, какие ценности являются приоритетными у донбасских студентов. К тому же именно в юношеском возрасте ценностно-смысловая сфера активно формируется.
Правда, осталось непонятно, почему была выбрана именно методика, созданная Шварцем.
avatar