Главная » Статьи » Секция 1. Ценностно-личностные ориентиры студентов |
ЦЕННОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Белых Татьяна Васильевна ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Владимира Даля» belta5@yandex.ru Педагогический процесс всегда связан с освоением важнейших для растущего человека ценностей. Выработанные человечеством идеалы и ценности, по мнению В. А. Сухомлинского, в условиях школы становятся богатством личности воспитанников. «Я добиваюсь того – писал он, – чтобы нравственные ценности, созданные и завоеванные человечеством в прошлом и получившие расцвет в наши дни, стали духовным богатством каждого ребенка»[6, с. 216]. Школа предлагает воспитаннику комплекс важнейших ценностей, над которыми он размышляет, дает им оценочное осмысление и которые затем осваивает. От ценностей всеобщих к конкретным ценностям, их широте и разнообразию в опыте школьника – именно это становится наиболее существенным моментом в формировании его личности. Педагогическая аксиология, базирующаяся на методологии общей философии ценностей и развивающаяся в системе современного образования (Е. П. Белозерцев, И. Ф. Исаев, Б. Т. Лихачев, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.), провозглашает ценность личности и ценность ее образования общечеловеческими и национальными. Общим для ученых, разрабатывающих это направление в образовании, является обращение к целостности личности, признание ее духовности. С педагогической точки зрения ценностями следует считать то, что полезно для жизни школьника, что способствует развитию и совершенствованию его личности. «Ценностью может быть как явление внешнего мира (предмет, вещь, событие, поступок), так и факт мысли (идея, образ, научная концепция) [6, с. 63]. Идея полезности для ученика, которой должен быть проникнут весь учебный процесс, согласуется с мнением Я. А. Коменского: «Противоядием невежеству является образование, которым в школах должны быть напитаны души молодых людей... Оно будет истинным, если преподаются и изучаются предметы, только полезные для жизни» [3, с. 90]. Ценность привлекает воспитанника в том случае, если он осознает её жизненную необходимость. Неповторимый облик личности человека создают те ценности, которые он присвоил, признав для себя значимыми. «Жизнь сама по себе – ни благо, ни зло, – справедливо замечает на этот счет. М. Монтень, – она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее» [4, с. 99]. Он призывал видеть прежде всего непреходящие вечные ценности, представлявшие собой основу жизни людей в прошлом и будут жить в будущем: «Если вы прожили один единственный день, вы видели уже все... это солнце, это луна, это звезды, это устройство вселенной – все это то же, от чего вкусили пращуры ваши и что взрастит ваших потомков» [4, с. 99]. История человеческой мысли сохранила попытки устранить существующие ценностные противоречия, примирить враждующих, научить людей жить, согласуясь с высшей мудростью. Так родилась идея поиска единого подхода к уяснению сущности окружающей действительности, вещей, явлений, поступков с точки зрения полезности или бесполезности их для человека и человечества. «Если бы человек был мудр, он расценивал бы всякую вещь в зависимости от того, насколько она полезна и нужна ему в жизни» [4, с. 168]. Выявить значимые для человека ценности пытался Я. А. Коменский. Он говорил, что «Истинная мудрость заключается в том, чтобы судить о вещах справедливо, чтобы считать каждую вещь только такой, какая она есть на самом деле, не стремиться к пустому, как будто бы оно было драгоценным, или не отбрасывать драгоценного, принимая его за пустое, не порицать того, что заслуживает похвалы и не восхвалять заслуживающего порицания». С младшего возраста человек должен осознать ценности благочестия, умеренности, опрятности, почтительности, предупредительности, стремления к правде и справедливости, благотворительности, трудолюбия, терпения, деликатности и готовности служить старшим, умения держать себя с достоинством. Особо отмечал он необходимым осознание ребенком ценности наук (умения) [2, с. 210–213]. Русский педагог К. Д. Ушинский много внимания уделял выбору необходимых для воспитанника ценностей. Он отмечал, что современная школа основывается на схоластических ценностях, отживших, притупляющих умственную деятельность школьников и уродующих их нравственность. Ребенок не только не развивается, но скорее вянет от «мертвящего прикосновения такой школы». По его мнению, главная причина этого – формализм как педагогической науки, так и педагогической практики. «Небольшая мудрость и небольшой труд написать: тому-то учить, тому-то не учить, то существенно полезно, это совсем бесполезно и даже вредно во всех возможных отношениях – умственном, нравственном, религиозном, эстетическом, политическом и т.д. Но написать и предписать еще не значит сделать дело: в продолжение последних лет несколько раз менялись у нас подобные предписания и кончилось совершенной путаницей» [7, с. 321]. К. Д. Ушинский писал, что ценности, на которые должна ориентироваться школа, должны быть тщательно продуманными и самобытными и отражать чаяния народа: «Чтобы повести народное образование прямым и верным путем, надобно смотреть не на то, что нужно для Германии, Франции, Англии и т.д., а на то, что нужно России в ее современном состоянии, что согласно с ходом ее истории, с духом и потребностями народа. Не одного круга ученых, не одного сословия, не одной литературной или какой-нибудь партии, а всего народа от мала до велика»[7, с. 322]. В настоящее время в связи с известными событиями вопрос о ценностном содержании учебно-воспитательного процесса стоит как никогда остро. В самом слове «ценность» заложена идея о её сегодняшней полезности для растущего человека. Ценным для него становится все то, что может стать существенным капиталом в его как теперешней, так и дальнейшей жизни. Таким образом, вопрос наполнения школьных программ конкретными ценностями должен решаться, во-первых, с точки зрения потребности, продиктованной самой жизнью, а, во-вторых, – с точки зрения их простой исторической значимости. Поэтому необходим более продуманный подход к отбору ценностей и в содержательном и в количественном отношении. Идея полезности позволит оптимальным образом наполнить учебные программы и учебники ценностями, апробированными многолетней школьной практикой и дополнить их такими, которых там до сих пор не было, но нужда в них назрела. Эта же идея даст возможность избавиться от перегруженности учебных программ и учебников второстепенным материалом, бесполезным для развития личности учащегося. Реализовать необходимый комплекс ценностей в учебно-воспитательном процессе поможет их научно обоснованная систематизация, о чем не задумывались пока ни школьная практика, ни педагогическая наука. Систематизация строится на основе ясных и четких критериев. Это поможет исключить разрозненность ценностей и поможет им стать на протяжении всего обучения неким минимумом мировой культуры. Роль в этом процессе творческого подхода к делу учителя–воспитателя (классного руководителя) неоценима. Думающему и заинтересованному в успехе дела педагогу вполне по силам научиться уяснять сущность и актуальность ценностей в жизни, в программах и учебниках, давать им необходимое оценочное обоснование. Педагогически целесообразного осмысления, оценки с точки зрения объема, глубины и других показателей наличия ценности в личности учащегося требует тот факт, что осваивая ценность, он в той или иной мере сам становится комплексной ценностью. Ценностное содержание личности учащегося должно стать заботой родителей, педагогов – всех причастных к делу воспитания людей. Но, как показывают наблюдения, это самое уязвимое место педагогического процесса, поскольку традиционно здесь всё сводится только к оценке знаний, о жизненной значимости которых ученик часто не имеет представления. Разговор о достижениях ученика будет субъективным и расплывчатым, если выявление их уровня не соотносится с конкретной ценностью или ценностями. Не превращенные усилиями педагогов в ценности и не освоенные учеником как ценности знания никогда не становятся смыслообразующим фактором и легко забываются. Понимается и принимается гораздо скорее по-настоящему осмысленная ценность, интерес к ней возрастает за счет того, что учащийся начинает понимать её жизненную необходимость. Об этом говорил Феофан Прокопович еще в XVIII веке. По его мнению, учение должен хорошо понимать , чего можно «достигнуть через сие или иное учение». Надо, «чтобы ученики видели берег, к которому плывут, и лучшую охоту бы возымели, и познали бы повседневную прибыль свою, також и недостатки» [1, с. 48]. Ценность может быть увидена тогда, когда ставится цель обнаружить её. Для этого нужна вдумчивая аналитическая работа учителя: содержание материала нужно соотносить с тем, что это даст воспитаннику и не станет для него простым времяпрепровождением. В любом учебном материале надо постепенное развивать у себя навыки стремительного различения ценностей, каким бы, на первый взгляд, трудным и абстрактным он ни казался. В сотрудничестве с учеником необходимо добиваться, чтобы осваиваемая им ценность высоко ценилась им. Только в этом случае она может стать потребностью. А если положительное отношение к ценности не сформировано, желание присвоить её не возникнет. Главная причина низкой эффективности образовательного процесса – незаинтересованное отношение к сути усваиваемого или, так тоже часто бывает, полное отсутствие любого отношения. Это – позиция неверия в жизненную значимость усваиваемых ценностей, в их тесную связь с действительностью. Нет смысла говорить об успешном присвоении учащимся познавательных ценностей на том основании, что он узнал о них. Отсутствие высокой оценки усваиваемых ценностей у многих учащихся – существенный недостаток современного педагогического процесса. К сожалению мы, как и прежде, продолжаем ориентироваться на знания учащегося, всестороннее обогащение его личности жизненно важными ценностями отводя на второй план. Актуальной задачей современной школы (общеобразовательной, технической, высшей) остается задача точного определения перечня ценностей, необходимых для всестороннего развития и совершенствования личности воспитанника. Исходить при этом необходимо от основных, исторически сложившихся групп ценностей.
Таким образом, в центре внимания оказываются не просто знания, умения, навыки, формирование привычек, а целый комплекс жизненно важных ценностей, формирование потребности жить, согласно с ними. Степень развития у учащегося умения ориентироваться в окружающем мире, в совершенстве различать качественную, в частности, ценностную его неоднородность – один из важнейших показателей уровня его воспитанности Эффективность сотрудничества с учащимися в освоении необходимых им ценностей, желание или нежелание следовать примеру педагога, целеустремленно работать над собой определяется ценностной зрелостью самого воспитателя. ЛИТЕРАТУРА
| |
Просмотров: 734 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |